На главную страницу.На главнуюEnglish
Share

 

 

Rambler's Top100

На главную

 

  все ПРОЕКТы - ПРОЕКТ РОССИЯ - архив - № 51

ПРОЕКТ РОССИЯ №51 - Простота

 

    НОВОСТИ

  • Дмитрий Швидковский. Охранная грамота Своду памятников России
  • Елена Петухова. Вести с «Титаника», или На руинах Эльдорадо
  • Алексей Щукин. Конец девелопмента?
  • Юрий Григорян. Границы
  • Коротко
  • Сергей Ситар, Елена Гонсалес. Изгнание торгующих из храма демократическими методами
  • Татьяна Малинина. Поляков в МУАРе
  • Владимир Седов. Экспозиционные почести Палладио
  • Екатерина Головатюк. Колхаас и Эрмитаж: модернизировать сохраняя
  • Дина Саттарова. Триумф демократии
  • Сергей Хачатуров. Сумрачность и ясность Просвещения
  • Ирина Шипова. Россия сегодня: глазами Филиппа Мойзера
  • Архитектурная мастерская «Артэ+» Административное здание на Цветном бульваре в Москве
  • Творческая мастерская архитектора Быкова Многофункциональный комплекс «Лобачевский Plaza» в Нижнем Новгороде

    ПРОСТОТА

  • Алексей Муратов. От редактора
  • Евгений Асс. К простоте
  • Пьер Витторио Аурели. Less is more: К истории нефигуративной архитектуры
  • Александр Ермолаев. Ошевенский прорыв
  • Николай Лызлов. Простые сложности

    ОБЪЕКТЫ И ПРОЕКТЫ

  • архитекторы асс Яхт-клуб на Химкинском водохранилище в Москве
  • архитекторы асс Торгово-деловой комплекс «Платформа» на Рублево-Успенском шоссе
  • архитекторы асс Эллинг в подмосковном курорте «Пирогово»
  • бюро «Александр Бродский» Дом у пятой лунки. Курорт «Пирогово»
  • бюро «Проект Меганом» Частный дом в Подмосковье
  • бюро «Проект Меганом» Кабанон. Проект для выставки «Персимфанс» в рамках I Московской биеннале архитектуры
  • бюро «Проект Меганом» Офисный центр «Эфир» в Бутиковском переулке в Москве
  • ТПО «Резерв» Комплекс «Авеню 77» в московском районе Чертаново
  • Архитектурная мастерская Лызлова Жилой комплекс на улице Орджоникидзе в Москве
  • Сергей Скуратов Architects Комплекс на Новоданиловской набережной в Москве
  • Александр Константинов. Вопрос–Ответ
  • Сергей Ходнев. Владимир Мартынов: Минимализм – это естественное состояние музыки
  • Иван Ахметьев. Прямой взгляд

    МОНИТОР

  • Архитектурная мастерская Алексея Козыря Галерея «Цех V» в Центре современного искусства «Винзавод»
  • Александр Константинов Павильон «Дом под липой». Австрия
  • МК-Интерио Квартира в Санкт-Петербурге
  • Алексей Левчук Ювелирный бутик «Владимир Михайлов» в Санкт-Петербурге
  • Поле-Дизайн Офис компании «ЕвроКоммерц»

    ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

    ПРОЕКТ РОССИЯ
    КАТАЛОГ

вверх



Тему простоты, которой посвящен наш номер, соблазнительно связать со случившимся кризисом. Но сделать это можно по-разному: как в прагматическом, так и в теоретическом ключе. В первом случае придется констатировать, что ситуация заставляет опрощаться. Теперь не до излишеств, на передний план выходит экономия – более рачительное расходование средств, в том числе выразительных и композиционных. Но и в этих условиях, дескать, можно создавать пристойные дома, на что указывают примеры из архитектурной практики… Если же стараться быть теоретичней, то, наверное, констатация станет немного другой. И основана она будет на том, что в кризис экономическая сторона бытования архитектуры утрачивает свое господство. Соответственно, на передний план должны выдвинуться иные аспекты профессии, а именно те, что связаны с ее сущностными сторонами – с архитектурой как частью культуры, как социально значимой практикой, как «синтаксисом материи» и проч. И все эти аспекты корреспондируют с темой простоты. Не в последнюю очередь это, наверное, происходит в силу того, что по ходу истории, в том числе истории архитектуры и изобразительных искусств, значение слова простота наполнилось самыми разными, порой противоположными, оттенками. Одни, к примеру, согласятся с Корбюзье, что «большое искусство просто, великие произведения просты». Другие же присоединятся к Далю, у которого «простой» значит «немудреный, не нарядный, грубоватый, без особых достоинств» и проч. Одни скажут, что простое – это обязательно нечто непридуманное, архетипическое, органично связанное с традицией и опытом. Другие парируют, что за простотой всегда должен стоять сложный комплекс идей, иначе она оборачивается или чистым производственничеством, или «салонным» формализмом. Одни заявят, что «простое» искусство по своей сути антибуржуазно, ибо противостоит всему фигуративному и декоративному – тому, что является объектом рыночных и медийных спекуляций. Другие возразят, что такое искусство не более чем декораторский авангард…Отличающая простоту многозначность суть следствие не только замечательного свойства нашей эпохи превращать любое понятие во флюгер – куда хочешь, туда и крути. Простоте, и простой форме, внутренне присуща открытость для самых разных прочтений. Более того, простая форма является удобным инструментом для проявления и прояснения важных идей. Простота позволяет обратиться к константам, игнорируя несущественные переменные. Абстрагирование и обобщение – вот два качества простоты, которые делают ее непосредственной спутницей познания. С другой стороны, простота склонна все время апеллировать к коллективности. Ее ясность, концентрированность и лаконизм являются одновременно и свидетельством стремления к идеалу, когда происходит постановка и решение общепонятных и общезначимых задач, и формой репрезентации универсальных, а значит, коллективных ценностей. «Ничто как простота, – писал Лев Толстой, – не содействует сближению людей». Формальное здесь сопрягается с социальным, а отвлеченное – с конкретным. А ведь именно на этих перекрестках появляется настоящая архитектура.
Алексей Муратов, главный редактор

вверх